Какие есть инструменты электронного здравоохранения. Перспективы электронного здравоохранения в россии. Минусы цифровой медицины

Дмитрий Медведев по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, прошедшего 25 октября 2016 г., утвердил несколько так называемых «Паспортов приоритетных проектов», в том числе паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» («Электронное здравоохранение»). Соответствующее решение появилось на сайте Правительства 8 ноября 2016 г. по адресу http://government.ru/news/25207/

Проект рассчитан на 9 лет (сроки 25.10.2016 – 31.12.2025), в настоящее время куратором проекта со стороны Правительства назначена зам. Председателя Правительства О.Ю. Голодец, заказчиком выступает Минздрав РФ, руководителем проекта назначена зам. Министра здравоохранения Н.А. Хорова.

В качестве цели проекта указано «Повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга возможности записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде не менее 50% медицинских организаций к 2018 году (80% к 2020 году), реализации не менее 10 электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), которыми в2018 году воспользуются не менее 14 млн. граждан (30 млн. граждан в 2020 году ».

Предусмотрено несколько целевых показателей, рассчитанных нарастающим итогом на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2025 гг., в том числе:

  • Число граждан, воспользовавшихся сервисами Личного кабинета пациента "Мое здоровье" (в следующем году их должно быть 6 млн.),
  • Доля застрахованных по ОМС граждан, для которых заведены ЭМК (в следующем году должны выйти на показатель 40%, в 2018 г. – 100%),
  • Доля амбулаторно-поликлинических МО, внедривших МИС и перешедших на ведение электронной медицинской документации (в следующем году – 30%, в конце проекта – 99%) и ряд других
Результатами выполнения проекта должно стать следующее:
  1. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ИКТ и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" (далее -Федеральный закон) и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
  2. Все МО, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (т.е. амбулаторно-поликлинические учреждения), подключены к защищенной сети передачи данных и внедрили МИС МО, позволяющие оказывать гражданам электронные услуги (сервисы), в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, интегрированные с региональными компонентами ЕГИСЗ. Причем заметим, что должны быть внедрены не просто любые МИС МО, а именно системы с расширенной функциональностью в соответствии с утвержденными Минздравом «Методическими рекомендациями по МИС МО».
  3. Электронные медицинские карты заведены для всех граждан, застрахованных в ОМС.
  4. Не менее 99% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к МИС, а также электронными подписями.
  5. Обеспечена возможность ведения медицинских документов в электронном виде с применением электронной подписи, организован электронный медицинский документооборот в МО и между МО (не менее 50% медицинских организаций первичного звена к 2018 году), а также обеспечена возможность гражданам осуществлять доступ к их медицинским документам, в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
  6. 99% МО подключено к системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу.
  7. Организована многоуровневая система телемедицинских консультаций медицинских работников
  8. Запущен Личный кабинет пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, в котором для граждан доступно не менее 10 электронных сервисов.
В разделе «Этапы и контрольные точки» представлены конкретные даты, на которые должно быть реализовано то или иное запланированное мероприятие.

На реализацию поставленных задач из федерального бюджета планируется выделить 1,55 млрд. руб. в 2017-2018 гг. и 4,07 млрд. руб. в 2019-2025 г. Финансирование проекта также должно осуществляться и из бюджетов субъектов РФ в рамках согласованных с Минздравом «Дорожных карт по развитию ЕГИСЗ» до конца 2018 г. Дальнейшие финансирование из региональных бюджетов, начиная с 2019 г., планируется уточнить по результатам выполнения мероприятий «Дорожных карт».

Весь текст «Паспорта» доступен по адресу http://government.ru/media/files/9ES7jBWMiMRqONdJYVLPTyoVKYwgr4Fk.pdf

Кроме «Электронного здравоохранения», также утвержден Паспорт проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» («Лекарства. Качество и безопасность»)». На него в 2017 г. планируется выделить 247 млн. руб.:

Проблема и решение

Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему – как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством.

Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.

Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.

С этой целью в России с 2011 года создается единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) .

Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.

Чтобы обеспечить связанность информационного пространства во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами, с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.

Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.

В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.

По состоянию на 2016 год проделана огромная работа, в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов. 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам, в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу, в 66 - внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, в 75 - внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.

Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?

Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез , основатель и руководитель интернет-сервиса Unim , предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.

Кликните, чтобы увеличить

Активно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.

Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров - давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.

По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский , президент «Лиги защитников пациентов », введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, - это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.


Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.


Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.

Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.

Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения с точки зрения как врача, так и пациента - электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.


Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ - интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.

Следующий важный шаг - запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», - говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко .

Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.


За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.


В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.

Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов, - отмечает Константин Солодухин , генеральный директор Национального центра информатизации .

Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.


Ещё одна задача с точки зрения развития МИС – увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.

Технологии для управления отраслью

Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.

Кликните, чтобы увеличить

Информация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда – в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.

Первый уровень управления здравоохранением – главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС – это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.


В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования её ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.

Следующий уровень управления – региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.

В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.

Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счёт развития телемедицины – региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.

Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения - Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.


На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, - это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.

Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять как инфомационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.

Переход к электронному здравоохранению (e-Health ) предпо­лагает построение территориальных и глобальных сетей передачи медицинских данных и создание на этой основе единого инфор­мационного пространства.

Электронное здравоохранение - это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реа­лизуемая на основе всеобъемлющего электронного документо­оборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информа­ции, возможность ее совместного дистанционного анализа врача­ми и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.

К. Клоу и Й.Джарден (2001) рассматривают электронное здра­воохранение в качестве «посредника» для перехода к новой фазе модернизации здравоохранения Великобритании. Этот тезис крайне важен и для России, где осуществляется реорганизация всей си­стемы охраны здоровья населения.

Ключевым компонентом электронного здравоохранения явля­ется ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства от­дельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учи­тывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие по­нятия, как «единое информационное медико-социальное про­странство» и «медико-экологическое пространство».

Следует различать варианты понятия «единое информацион­ное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное про­странство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здраво­охранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле ме­дицинских данных».

Единое информационное пространство медицинских данных - это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функ­ционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, на­блюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоя­нии здоровья населения определенной территории).

Единое информационное пространство системы здравоохране­ния - это обобщенная или распределенная база первичных ста­тистических данных о состоянии здоровья населения, окружа­ющей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспе­чивающих охрану здоровья населения в рамках определенной тер­ритории.

Общее информационное медицинское пространство - это со­вокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.

Существует также понятие «общее медико-статистическое про­странство», которое предполагает интеграцию «свернутых» (ста­тистических) данных, накапливаемых в системах обработки ин­формации разных уровней.

В нашей стране формируется единое информационное пространство в сфере медицины. Проанализировав тенденции применения информационных технологий в здравоохранении, TAdviser и Национальный центр информатизации подготовили инфографику и обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения и рассмотрели его с позиций пациента, врача и регуляторов отрасли.

Проблема и решение

Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему: как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством?

Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.

Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.

С этой целью в России с 2011 года создается Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.

Чтобы обеспечить связанность информационного пространства, во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами (МИС), с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.

Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.

В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.

По состоянию на 2016 год проделана огромная работа: в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов; 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам; в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу; в 66 — внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта; в 75 — внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.

Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?

Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез, основатель и руководитель интернет-сервиса Unim, предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.

Активно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.

Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров — давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.

По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, — это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.

«Еще один важный момент — пациент должен быть уверен в том, что услуга, оказываемая дистанционно с помощью информационных технологий, имеет такие же профессиональный уровень, качество и юридическую ответственность, как и оказываемая очно», — отмечает Алексей Ремез.

Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.

«Одно дело просто общение пациента с врачом по Skype, когда врач не может ничего понять и не имеет права поставить диагноз, вследствие чего требуется очное посещение, и совершенное другое, когда врачу на планшет приходит ЭКГ, где он видит предынфарктное или инфарктное состояние пациента. С правовой точки зрения и с точки зрения последствий это совершенно разные ситуации, которые требуют законодательного регулирования», — объясняет Саверский.

Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.

Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.

Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения, с точки зрения как врача, так и пациента, — электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.

«Электронная медицинская карта очень важна, с ее помощью обеспечивается более надежное хранение информации и более удобное ее использование, — говорит Александр Саверский. — Один из важнейших вопросов здесь — насколько будет защищена информация в электронных медицинских картах, с точки зрения врачебной тайны, какова будет ее юридическая значимость».

Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ — интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.

«Следующий важный шаг — запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», — говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко.

Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.

«Наполнение личного кабинета пациента электронными сервисами будет происходить поэтапно, — рассказывает Бойко. — Вначале из личного кабинета можно будет проверить номер полиса ОМС, сведения о прикреплении к поликлинике, вызвать врача на дом, а в следующем году функционал будет дополнен сервисами проверки информации об оказанной медицинской помощи, стоимости услуг, доступа к медицинским данным из электронной медицинской карты и другими».

За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.

«Таким образом, можно сказать, что личный кабинет пациента „Мое здоровье“ — это квинтэссенция всей ранее проделанной работы по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», — считает Елена Бойко.

В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.

«Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов», — отмечает Константин Солодухин, генеральный директор Национального центра информатизации.

Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.

«Главная задача врача — лечить. Также ему важно уложиться в короткие нормативы приема, выполнить требования стандартов лечения и оформления медицинской документации. Поэтому чаще всего от врачей звучат требования, чтобы информационная система работала быстро и стабильно, без зависаний и простоев, а ее интерфейс был интуитивно понятен и минимизировал ошибки ввода информации», — отмечает Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «БАРС Груп».

Еще одна задача с точки зрения развития МИС — увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.

«Если на сегодня планшеты с АРМ в основном предусмотрены для врачей скорой помощи, то в перспективе ими должны снабжаться участковые врачи, врачи стационаров, медицинские сестры и руководители медицинских организаций», — уверена Штыкова.

Технологии для управления отраслью

Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.

Информация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда — в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.

Первый уровень управления здравоохранением — главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС — это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.

«Главному врачу как менеджеру требуется множество отчетов с оперативной и достоверной информацией. Кроме этого, МИС для него должна быть эффектным инструментом управления ключевыми показателями деятельности медицинской организации — доступностью и качеством оказания медицинской помощи, исполнением госзадания, оптимизацией коечного фонда и использования медикаментов», — говорит Елена Штыкова из «БАРС Груп».

В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования ее ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.

Следующий уровень управления — региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.

В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.

Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счет развития телемедицины — региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.

Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения — Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.

«Это позволяет создать единое пространство для обмена медицинскими данными пациента на всех этапах оказания медицинской помощи и обеспечения социальных услуг для граждан — при обращении за медицинской помощью, в ходе лечения, при оформлении листка нетрудоспособности, выписки электронного рецепта, организации реабилитации. Наша цель — оптимизировать процессы за счет применения информационных технологий, повысить эффективность оказания медицинской помощи и сократить количество обращений граждан для получения различных справок или документов», — говорит Елена Бойко.

На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, — это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.

Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять, как информационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.

10-03-2016

Administration of the Nenets Autonomous Okrug, Russian Federation

Электронное здравоохранение помогает улучшать качество услуг здравоохранения для всех жителей Европейского региона ВОЗ, в том числе для представителей кочующего населения Ненецкого автономного округа (Российская Федерация).

Что такое электронное здравоохранение?

Электронное здравоохранение – довольно широкое понятие, определяемое как использование электронных средств с целью предоставления информации, ресурсов и услуг, связанных с охраной здоровья. В сфере электронного здравоохранения используются многочисленные термины, такие как:

  • электронные медицинские карты;
  • мобильное здравоохранение (например, приложения для мобильных телефонов, "носимые" технологии, медицинские устройства);
  • телездравоохранение или телемедицина (например, когда пациент может консультироваться с работниками здравоохранения по компьютеру, планшету или телефону);
  • электронное обучение, касающееся вопросов охраны здоровья (использование технологий и средств передачи информации для обучения более широкой аудитории и работников здравоохранения);
  • социальные сети в интересах здоровья (неформальные социальные каналы коммуникации в интернете);
  • анализ данных здравоохранения и "большие данные" (преобразование данных с целью обеспечения аналитических выводов и фактов для использования в процессе принятия решений и формирования политики).

Электронные технологии все чаще применяются с целью предоставления и совершенствования услуг здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ в самых разных сферах – от мониторинга состояния здоровья кочующих оленеводов до обучения и подготовки медицинского персонала с использованием многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент". В новом отчете представлен обзор достижений и преимуществ использования технологий электронного здравоохранения, включая 29 практических примеров со всех уголков Региона.

Приведенные ниже примеры демонстрируют различные возможности применения электронного здравоохранения.

Совершенствование системы записи к врачу в бывшей югославской Республике Македония

До 2011 г. пациенты в Скопье были вынуждены долго стоять в очереди, чтобы попасть на прием к врачу или пройти диагностическое обследование. Благодаря системе MojTermin ("Мое время") у них появилась возможность записываться на прием к врачу в режиме онлайн и получать текстовое сообщение с напоминанием о времени приема, а у лиц, принимающих решения, появился доступ к оперативной панели управления, позволяющей отслеживать выписываемые направления, рецепты, а также запросы пациентов в режиме реального времени. Система MojTermin также объединила электронные медицинские записи и карты пациентов. Система оказалась настолько успешной в плане сокращения времени ожидания приема, что она быстро вышла за рамки пилотного проекта и стала неотъемлемой частью государственной и частной систем медицинской помощи в бывшей югославской Республике Македония.

Поддержка пациентов с редкими заболеваниями

RareConnect – онлайновое сообщество пациентов, объединяющее людей с редкими заболеваниями, членов их семей и лиц, участвующих в уходе за ними. Оно также работает в качестве платформы коллегиальной поддержки, позволяющей специалистам, занимающимся лечением редких заболеваний, обмениваться опытом в области лечения и прогнозирования течения заболеваний, а также информацией о наблюдаемых симптомах и стратегиях преодоления трудностей, что содействует проведению исследований и налаживанию контактов между медицинскими специалистами в разных странах. Опрос членов сообщества показал, что 76% пациентов полагали, что они лучше понимают специфику своего заболевания, 72% считали, что они могут лучше преодолевать свои проблемы, 41% ВИЧ-позитивных членов сообщества сообщили, что они стали реже практиковать рискованное поведение, а 22% людей, страдающих аффективными расстройствами, обнаружили, что после использования веб-сайта у них снизилась необходимость в прохождении стационарного лечения.

Первая общенациональная система электронных медицинских карт

Эстония ввела в действие свою систему электронных медицинских карт в 2008 г., став первой в мире страной, полностью внедрившей у себя такую систему в национальном масштабе, при этом информация, содержащаяся в таких картах, представляет собой медицинский анамнез индивида от рождения до смерти. В 2009 г. Эстония использовала механизм обмена информацией здравоохранения, чтобы загрузить все медицинские документы в систему. Использование электронного здравоохранения регламентируется нормативно-правовыми документами: Законом об информационной системе здравоохранения Эстонии (2007 г.) и Постановлением Правительства об обмене информацией здравоохранения (2008 г.). Информация о здоровье 1,35 миллиона человек (98% населения) уже внесена в систему, а 98% всех выписываемых в стране рецептов составляют электронные рецепты. Система электронных карт является частью более масштабной системы оказания государственных электронных услуг eEstonia, в которую, помимо электронного здравоохранения, входит электронная налоговая служба, электронная школа, электронный единый государственный реестр юридических лиц и система электронных выборов.

Обучение студентов-медиков с помощью многоязычных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент"

Проект, направленный на использование многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент" в медицинском образовании в масштабах всей Европы, способствует большей гибкости процесса обучения. Инициатива, которая объединяет 11 стран Региона, предполагает создание многоязычного компьютерного тренажера-симулятора "Виртуальный пациент", который будет отвечать на задаваемые вопросы и вести себя так же, как реальный пациент, который может прийти на прием к врачу в поликлинику. Тренажером смогут пользоваться студенты медики в разных странах, говорящие на разных языках. Система позволяет смоделировать клинический опрос виртуального пациента, обратившегося к врачу с симптомами, характерными для одного или сразу нескольких заболеваний. В ходе опроса у виртуального пациента может меняться настроение, в соответствии с особенностями его заболевания и поведением проводящего опрос студента-медика. Такие сценарии для ролевой игры не только помогают студентам научиться выявлять заболевания, но также дополняют собой процесс обучения навыкам коммуникации и снижают необходимость использования актеров, на привлечение которых может уйти много времени и средств.

Расширение охвата услугами при помощи электронного здравоохранения в Российской Федерации

Телемедицина уже давно утвердилась в Российской Федерации; однако к имеющимся трудностям относятся ее применение в сфере непрерывного профессионального развития и создание юридической базы для дистанционного оказания услуг здравоохранения. Было установлено официальное сотрудничество между Норвежским центром интегрированной медицинской помощи и телемедицины и администрацией Ненецкого автономного округа с целью улучшения качества медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов и представителей кочующего населения, в том числе благодаря использованию телемедицины для укрепления здоровья, а также профилактики и раннего выявления заболеваний, например, путем записи кочующих оленеводов на прием к врачу в периоды их пребывания в деревнях. К другим инициативам относятся оказание содействия работникам здравоохранения в использовании электронных технологий и обучение, набор и привлечение к работе новых сотрудников. Проект также занимается вопросами применения электронных технологий в сфере мониторинга состояния здоровья беременных женщин и детей грудного возраста в течение первого года жизни, что позволяет сократить число длительных поездок в клиники.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!