Дмитрий Медведев по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, прошедшего 25 октября 2016 г., утвердил несколько так называемых «Паспортов приоритетных проектов», в том числе паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» («Электронное здравоохранение»). Соответствующее решение появилось на сайте Правительства 8 ноября 2016 г. по адресу http://government.ru/news/25207/
Проект рассчитан на 9 лет (сроки 25.10.2016 – 31.12.2025), в настоящее время куратором проекта со стороны Правительства назначена зам. Председателя Правительства О.Ю. Голодец, заказчиком выступает Минздрав РФ, руководителем проекта назначена зам. Министра здравоохранения Н.А. Хорова.
В качестве цели проекта указано «Повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга возможности записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде не менее 50% медицинских организаций к 2018 году (80% к 2020 году), реализации не менее 10 электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), которыми в2018 году воспользуются не менее 14 млн. граждан (30 млн. граждан в 2020 году ».
Предусмотрено несколько целевых показателей, рассчитанных нарастающим итогом на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2025 гг., в том числе:
- Число граждан, воспользовавшихся сервисами Личного кабинета пациента "Мое здоровье" (в следующем году их должно быть 6 млн.),
- Доля застрахованных по ОМС граждан, для которых заведены ЭМК (в следующем году должны выйти на показатель 40%, в 2018 г. – 100%),
- Доля амбулаторно-поликлинических МО, внедривших МИС и перешедших на ведение электронной медицинской документации (в следующем году – 30%, в конце проекта – 99%) и ряд других
- Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ИКТ и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" (далее -Федеральный закон) и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
- Все МО, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (т.е. амбулаторно-поликлинические учреждения), подключены к защищенной сети передачи данных и внедрили МИС МО, позволяющие оказывать гражданам электронные услуги (сервисы), в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, интегрированные с региональными компонентами ЕГИСЗ. Причем заметим, что должны быть внедрены не просто любые МИС МО, а именно системы с расширенной функциональностью в соответствии с утвержденными Минздравом «Методическими рекомендациями по МИС МО».
- Электронные медицинские карты заведены для всех граждан, застрахованных в ОМС.
- Не менее 99% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к МИС, а также электронными подписями.
- Обеспечена возможность ведения медицинских документов в электронном виде с применением электронной подписи, организован электронный медицинский документооборот в МО и между МО (не менее 50% медицинских организаций первичного звена к 2018 году), а также обеспечена возможность гражданам осуществлять доступ к их медицинским документам, в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
- 99% МО подключено к системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу.
- Организована многоуровневая система телемедицинских консультаций медицинских работников
- Запущен Личный кабинет пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, в котором для граждан доступно не менее 10 электронных сервисов.
На реализацию поставленных задач из федерального бюджета планируется выделить 1,55 млрд. руб. в 2017-2018 гг. и 4,07 млрд. руб. в 2019-2025 г. Финансирование проекта также должно осуществляться и из бюджетов субъектов РФ в рамках согласованных с Минздравом «Дорожных карт по развитию ЕГИСЗ» до конца 2018 г. Дальнейшие финансирование из региональных бюджетов, начиная с 2019 г., планируется уточнить по результатам выполнения мероприятий «Дорожных карт».
Весь текст «Паспорта» доступен по адресу http://government.ru/media/files/9ES7jBWMiMRqONdJYVLPTyoVKYwgr4Fk.pdf
Кроме «Электронного здравоохранения», также утвержден Паспорт проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» («Лекарства. Качество и безопасность»)». На него в 2017 г. планируется выделить 247 млн. руб.:
Проблема и решение
Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему – как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством.
Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.
Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
С этой целью в России с 2011 года создается единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) .
Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.
Чтобы обеспечить связанность информационного пространства во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами, с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.
Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.
В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.
По состоянию на 2016 год проделана огромная работа, в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов. 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам, в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу, в 66 - внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, в 75 - внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.
Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?
Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез , основатель и руководитель интернет-сервиса Unim , предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.
Кликните, чтобы увеличитьАктивно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.
Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров - давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.
По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский , президент «Лиги защитников пациентов », введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, - это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.
Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.
Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.
Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.
Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения с точки зрения как врача, так и пациента - электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.
Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ - интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.
Следующий важный шаг - запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», - говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко . |
Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.
За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.
В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.
Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов, - отмечает Константин Солодухин , генеральный директор Национального центра информатизации . |
Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.
Ещё одна задача с точки зрения развития МИС – увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.
Технологии для управления отраслью
Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.
Кликните, чтобы увеличитьИнформация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда – в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.
Первый уровень управления здравоохранением – главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС – это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.
В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования её ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.
Следующий уровень управления – региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.
В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.
Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счёт развития телемедицины – региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.
Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения - Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.
На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, - это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.
Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять как инфомационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.
Переход к электронному здравоохранению (e-Health ) предполагает построение территориальных и глобальных сетей передачи медицинских данных и создание на этой основе единого информационного пространства.
Электронное здравоохранение - это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
К. Клоу и Й.Джарден (2001) рассматривают электронное здравоохранение в качестве «посредника» для перехода к новой фазе модернизации здравоохранения Великобритании. Этот тезис крайне важен и для России, где осуществляется реорганизация всей системы охраны здоровья населения.
Ключевым компонентом электронного здравоохранения является ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства отдельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учитывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие понятия, как «единое информационное медико-социальное пространство» и «медико-экологическое пространство».
Следует различать варианты понятия «единое информационное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное пространство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здравоохранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле медицинских данных».
Единое информационное пространство медицинских данных - это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоянии здоровья населения определенной территории).
Единое информационное пространство системы здравоохранения - это обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Общее информационное медицинское пространство - это совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Существует также понятие «общее медико-статистическое пространство», которое предполагает интеграцию «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.
В нашей стране формируется единое информационное пространство в сфере медицины. Проанализировав тенденции применения информационных технологий в здравоохранении, TAdviser и Национальный центр информатизации подготовили инфографику и обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения и рассмотрели его с позиций пациента, врача и регуляторов отрасли.
Проблема и решение
Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему: как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством?
Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.
Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
С этой целью в России с 2011 года создается Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.
Чтобы обеспечить связанность информационного пространства, во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами (МИС), с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.
Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.
В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.
По состоянию на 2016 год проделана огромная работа: в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов; 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам; в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу; в 66 — внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта; в 75 — внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.
Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?
Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез, основатель и руководитель интернет-сервиса Unim, предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.
Активно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.
Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров — давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.
По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, — это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.
«Еще один важный момент — пациент должен быть уверен в том, что услуга, оказываемая дистанционно с помощью информационных технологий, имеет такие же профессиональный уровень, качество и юридическую ответственность, как и оказываемая очно», — отмечает Алексей Ремез.
Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.
«Одно дело просто общение пациента с врачом по Skype, когда врач не может ничего понять и не имеет права поставить диагноз, вследствие чего требуется очное посещение, и совершенное другое, когда врачу на планшет приходит ЭКГ, где он видит предынфарктное или инфарктное состояние пациента. С правовой точки зрения и с точки зрения последствий это совершенно разные ситуации, которые требуют законодательного регулирования», — объясняет Саверский.
Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.
Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.
Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения, с точки зрения как врача, так и пациента, — электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.
«Электронная медицинская карта очень важна, с ее помощью обеспечивается более надежное хранение информации и более удобное ее использование, — говорит Александр Саверский. — Один из важнейших вопросов здесь — насколько будет защищена информация в электронных медицинских картах, с точки зрения врачебной тайны, какова будет ее юридическая значимость».
Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ — интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.
«Следующий важный шаг — запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», — говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко.
Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.
«Наполнение личного кабинета пациента электронными сервисами будет происходить поэтапно, — рассказывает Бойко. — Вначале из личного кабинета можно будет проверить номер полиса ОМС, сведения о прикреплении к поликлинике, вызвать врача на дом, а в следующем году функционал будет дополнен сервисами проверки информации об оказанной медицинской помощи, стоимости услуг, доступа к медицинским данным из электронной медицинской карты и другими».
За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.
«Таким образом, можно сказать, что личный кабинет пациента „Мое здоровье“ — это квинтэссенция всей ранее проделанной работы по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», — считает Елена Бойко.
В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.
«Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов», — отмечает Константин Солодухин, генеральный директор Национального центра информатизации.
Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.
«Главная задача врача — лечить. Также ему важно уложиться в короткие нормативы приема, выполнить требования стандартов лечения и оформления медицинской документации. Поэтому чаще всего от врачей звучат требования, чтобы информационная система работала быстро и стабильно, без зависаний и простоев, а ее интерфейс был интуитивно понятен и минимизировал ошибки ввода информации», — отмечает Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «БАРС Груп».
Еще одна задача с точки зрения развития МИС — увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.
«Если на сегодня планшеты с АРМ в основном предусмотрены для врачей скорой помощи, то в перспективе ими должны снабжаться участковые врачи, врачи стационаров, медицинские сестры и руководители медицинских организаций», — уверена Штыкова.
Технологии для управления отраслью
Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.
Информация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда — в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.
Первый уровень управления здравоохранением — главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС — это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.
«Главному врачу как менеджеру требуется множество отчетов с оперативной и достоверной информацией. Кроме этого, МИС для него должна быть эффектным инструментом управления ключевыми показателями деятельности медицинской организации — доступностью и качеством оказания медицинской помощи, исполнением госзадания, оптимизацией коечного фонда и использования медикаментов», — говорит Елена Штыкова из «БАРС Груп».
В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования ее ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.
Следующий уровень управления — региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.
В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.
Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счет развития телемедицины — региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.
Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения — Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.
«Это позволяет создать единое пространство для обмена медицинскими данными пациента на всех этапах оказания медицинской помощи и обеспечения социальных услуг для граждан — при обращении за медицинской помощью, в ходе лечения, при оформлении листка нетрудоспособности, выписки электронного рецепта, организации реабилитации. Наша цель — оптимизировать процессы за счет применения информационных технологий, повысить эффективность оказания медицинской помощи и сократить количество обращений граждан для получения различных справок или документов», — говорит Елена Бойко.
На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, — это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.
Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять, как информационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.
10-03-2016
Administration of the Nenets Autonomous Okrug, Russian Federation
Электронное здравоохранение помогает улучшать качество услуг здравоохранения для всех жителей Европейского региона ВОЗ, в том числе для представителей кочующего населения Ненецкого автономного округа (Российская Федерация).
Что такое электронное здравоохранение?
Электронное здравоохранение – довольно широкое понятие, определяемое как использование электронных средств с целью предоставления информации, ресурсов и услуг, связанных с охраной здоровья. В сфере электронного здравоохранения используются многочисленные термины, такие как:
- электронные медицинские карты;
- мобильное здравоохранение (например, приложения для мобильных телефонов, "носимые" технологии, медицинские устройства);
- телездравоохранение или телемедицина (например, когда пациент может консультироваться с работниками здравоохранения по компьютеру, планшету или телефону);
- электронное обучение, касающееся вопросов охраны здоровья (использование технологий и средств передачи информации для обучения более широкой аудитории и работников здравоохранения);
- социальные сети в интересах здоровья (неформальные социальные каналы коммуникации в интернете);
- анализ данных здравоохранения и "большие данные" (преобразование данных с целью обеспечения аналитических выводов и фактов для использования в процессе принятия решений и формирования политики).
Электронные технологии все чаще применяются с целью предоставления и совершенствования услуг здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ в самых разных сферах – от мониторинга состояния здоровья кочующих оленеводов до обучения и подготовки медицинского персонала с использованием многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент". В новом отчете представлен обзор достижений и преимуществ использования технологий электронного здравоохранения, включая 29 практических примеров со всех уголков Региона.
Приведенные ниже примеры демонстрируют различные возможности применения электронного здравоохранения.
Совершенствование системы записи к врачу в бывшей югославской Республике Македония
До 2011 г. пациенты в Скопье были вынуждены долго стоять в очереди, чтобы попасть на прием к врачу или пройти диагностическое обследование. Благодаря системе MojTermin ("Мое время") у них появилась возможность записываться на прием к врачу в режиме онлайн и получать текстовое сообщение с напоминанием о времени приема, а у лиц, принимающих решения, появился доступ к оперативной панели управления, позволяющей отслеживать выписываемые направления, рецепты, а также запросы пациентов в режиме реального времени. Система MojTermin также объединила электронные медицинские записи и карты пациентов. Система оказалась настолько успешной в плане сокращения времени ожидания приема, что она быстро вышла за рамки пилотного проекта и стала неотъемлемой частью государственной и частной систем медицинской помощи в бывшей югославской Республике Македония.
Поддержка пациентов с редкими заболеваниями
RareConnect – онлайновое сообщество пациентов, объединяющее людей с редкими заболеваниями, членов их семей и лиц, участвующих в уходе за ними. Оно также работает в качестве платформы коллегиальной поддержки, позволяющей специалистам, занимающимся лечением редких заболеваний, обмениваться опытом в области лечения и прогнозирования течения заболеваний, а также информацией о наблюдаемых симптомах и стратегиях преодоления трудностей, что содействует проведению исследований и налаживанию контактов между медицинскими специалистами в разных странах. Опрос членов сообщества показал, что 76% пациентов полагали, что они лучше понимают специфику своего заболевания, 72% считали, что они могут лучше преодолевать свои проблемы, 41% ВИЧ-позитивных членов сообщества сообщили, что они стали реже практиковать рискованное поведение, а 22% людей, страдающих аффективными расстройствами, обнаружили, что после использования веб-сайта у них снизилась необходимость в прохождении стационарного лечения.
Первая общенациональная система электронных медицинских карт
Эстония ввела в действие свою систему электронных медицинских карт в 2008 г., став первой в мире страной, полностью внедрившей у себя такую систему в национальном масштабе, при этом информация, содержащаяся в таких картах, представляет собой медицинский анамнез индивида от рождения до смерти. В 2009 г. Эстония использовала механизм обмена информацией здравоохранения, чтобы загрузить все медицинские документы в систему. Использование электронного здравоохранения регламентируется нормативно-правовыми документами: Законом об информационной системе здравоохранения Эстонии (2007 г.) и Постановлением Правительства об обмене информацией здравоохранения (2008 г.). Информация о здоровье 1,35 миллиона человек (98% населения) уже внесена в систему, а 98% всех выписываемых в стране рецептов составляют электронные рецепты. Система электронных карт является частью более масштабной системы оказания государственных электронных услуг eEstonia, в которую, помимо электронного здравоохранения, входит электронная налоговая служба, электронная школа, электронный единый государственный реестр юридических лиц и система электронных выборов.
Обучение студентов-медиков с помощью многоязычных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент"
Проект, направленный на использование многоязычных компьютерных тренажеров-симуляторов "Виртуальный пациент" в медицинском образовании в масштабах всей Европы, способствует большей гибкости процесса обучения. Инициатива, которая объединяет 11 стран Региона, предполагает создание многоязычного компьютерного тренажера-симулятора "Виртуальный пациент", который будет отвечать на задаваемые вопросы и вести себя так же, как реальный пациент, который может прийти на прием к врачу в поликлинику. Тренажером смогут пользоваться студенты медики в разных странах, говорящие на разных языках. Система позволяет смоделировать клинический опрос виртуального пациента, обратившегося к врачу с симптомами, характерными для одного или сразу нескольких заболеваний. В ходе опроса у виртуального пациента может меняться настроение, в соответствии с особенностями его заболевания и поведением проводящего опрос студента-медика. Такие сценарии для ролевой игры не только помогают студентам научиться выявлять заболевания, но также дополняют собой процесс обучения навыкам коммуникации и снижают необходимость использования актеров, на привлечение которых может уйти много времени и средств.
Расширение охвата услугами при помощи электронного здравоохранения в Российской Федерации
Телемедицина уже давно утвердилась в Российской Федерации; однако к имеющимся трудностям относятся ее применение в сфере непрерывного профессионального развития и создание юридической базы для дистанционного оказания услуг здравоохранения. Было установлено официальное сотрудничество между Норвежским центром интегрированной медицинской помощи и телемедицины и администрацией Ненецкого автономного округа с целью улучшения качества медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов и представителей кочующего населения, в том числе благодаря использованию телемедицины для укрепления здоровья, а также профилактики и раннего выявления заболеваний, например, путем записи кочующих оленеводов на прием к врачу в периоды их пребывания в деревнях. К другим инициативам относятся оказание содействия работникам здравоохранения в использовании электронных технологий и обучение, набор и привлечение к работе новых сотрудников. Проект также занимается вопросами применения электронных технологий в сфере мониторинга состояния здоровья беременных женщин и детей грудного возраста в течение первого года жизни, что позволяет сократить число длительных поездок в клиники.